Уполномоченный по правам человека предупреждает: сотни жительниц Челябинска попали в кредитную кабалу к «продавцам здоровья»

12.02.2018

Суды Челябинска с прошлого года приняли около сотни гражданских исков от челябинок. Горожанки жалуются на компании-близнецы, которые под видом оплаты оздоровительных процедур оформили на бедных женщин многотысячные кредиты.

Дистрибьюторы подобных компаний работают по уже отработанной схеме: приглашение на бесплатный тестовый мастер-класс, максимальное убеждение клиента в крайней жизненной необходимости приобретения их товара или услуги, использование эффективных методов психологического давления, и ключевой этап – оформление кредита на товар или услугу.

В итоге, что с ними произошло, женщины осознают спустя несколько часов или суток, а изменить ситуацию или расторгнуть кредитный договор уже не представляется возможным. Удивительным в подобных прецедентах является то, что кредиты оформляются на месте, при наличии паспорта заемщика, одобряются, как правило, незамедлительно, притом не имеет существенного значения, трудоустроен и платежеспособен ли клиент. Чаще всего кредитными организациями на покупку такого вида услуг выступают банки.

Вот типичный пример. За помощью к Уполномоченному обратилась 79-летняя женщина, которая после посещения салона вышла оттуда с кредитным договором на кругленькую сумму:

«5 ноября 2017 года прошла бесплатную, как я думала, процедуру в фитоцентре. После психологического давления сотрудников и введения в заблуждение относительно недостоверных сведений об услугах и их стоимости, подписала договор купли-продажи абонемента на комплекс услуг по уходу за лицом и телом из 35 процедур. Стоимость абонемента составила по договору 84 000 рублей. С целью его оплаты меня фактически вынудили также подписать договор выдачи карты «Мои покупки» с лимитом кредитования 63200 рублей под 26,4%  годовых», - рассказала пенсионерка Уполномоченному по правам человека.

Кредитных средств она не получала. На следующий день, опомнившись, женщина направила в фитоцентр требование о расторжении договора и возвращении денежных средств в банк. Какие-либо услуги в фитоцентре ей оказаны не были. Но кредитный договор  с ней банк расторгать отказался.

«Мне не расторгает банк кредитный договор. В письменном виде объяснений не дают, устно поясняют, что когда поступят деньги от фитоцентра 63200 рублей, тогда возможно расторжение. На договоре только моя подпись, банк отказывается подписывать и печать ставить, заявляя, что это Москва заключила договор. Мне сказали, что я уже должна сверх указанной суммы 3200 рублей», - пояснила старушка.

Уполномоченный по правам человека направила обращение в банк. Заявительницей получена справка из банка, которой подтверждается, что клиент все свои обязательства по погашению задолженности в полном объеме по данному кредиту выполнил, договор расторгнут. Т.е. фитоцентр добровольно вернул ранее полученные средства банка. Вопрос заявительницы был решен.

К сожалению, если фирма добровольно не соглашается расторгнуть договор с клиентом и не возвращает деньги в банк, как в данном случае, то решение возможно только в судебном порядке.

Однако большинство судебных процессов заканчиваются отказами в удовлетворении исков или, как вариант, – мировым соглашением (если фирмы согласны на частичную компенсацию ущерба). Были случаи прекращения процесса из-за отказов самих истиц, потерявших надежду добиться справедливости.

Уполномоченный по правам человека Маргарита Павлова: «Ситуация с этими делами действительно очень сложная.  Для расторжения кредитного договора необходимо добиться возврата денежных средств в банк. Кроме того, клиентам не предоставляют выбора кредитной организации. Кредитные договоры заключены, но женщины видят это уже по факту, опомнившись дома. Подписавшие кредитные договоры только сетуют на то, что в свое время поддались на обаяние сотрудников «медцентра» и подписали бумаги, не читая.

Чтобы избежать подобных неприятностей, психологи рекомендуют вовремя осознать свою склонность к импульсивным покупкам, и перед очередной из них задать себе вопрос: «А смогу ли я прожить без этой вещи?» Или уверенно сказать себе: «Куплю завтра». Как правило, на следующий день человек забывает об этом, понимая, что нет никакой острой необходимости в данном товаре. И самое главное – нужно научиться говорить "Нет". Потенциальным жертвам агрессивного маркетинга можно дать очень простой совет – не нужно брать с собой паспорт на подобные встречи, дабы по объективной причине уберечь себя от ненужного многотысячного кредита. Если же настаивают, то это повод задуматься и отказаться, даже от бесплатной услуги».
 


дата создания: 07.02.2018 09:26, дата последнего изменения: 12.02.2018 16:50