Поиск

Календарь

Баннерная сеть

Обращение

 Добро пожаловать на официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Наш сайт рассказывает о новостях, актуальных темах, направлениях работы, благотворительной деятельности, буднях омбудсмана

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области

Маргарита Николаевна Павлова

https://drive.google.com/file/d/1FQhTCGr0QkCKAZXebmtGDHGxWg-6-CfL/view

[Версия для печати]

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Правительстве области состоялся круглый стол, посвященный проблемам соблюдения и защиты прав лиц без гражданства на территории Челябинской области.

Актуальность темы подтвердили принявшие участие представители ведомств: ГУ МВД России по Челябинской области, ГУФСИН, Управления службы судебных приставов, прокуратуры области и областного суда. На круглый стол была приглашена Элина Руденкина, советник Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.

10.jpg

Маргарита Павлова сообщила, что в адрес Уполномоченного регулярно поступают  обращения от лиц без гражданства,  отбывших наказание,  с просьбой оказать помощь в получении документа, удостоверяющего личность.

 При  освобождении из мест лишения свободы  лица без гражданства  сталкиваются с  отсутствием возможности их легализации на территории России.  Они не могут начать процедуру по приобретению российского гражданства, поскольку наличие непогашенной  или неснятой судимости является основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ.

 Более того, их положение серьезно осложняется, когда Министерством юстиции выносится решение о нежелательности  пребывания на территории России и  судебными органами  - решение о  выдворении. Для исполнения решения суда лица без гражданства помещаются в Центр временного содержания иностранных граждан.

«В отношении лиц без гражданства в случае помещения их в специальное учреждение складывается противоречивая ситуация: гражданская принадлежность лиц не установлена, и выдворять их некуда, ни одно государство их не примет.  Поэтому они  в течение нескольких месяцев содержатся в специальном учреждении наравне с иностранными гражданами без перспективы выдворения, - подчеркнула Маргарита Павлова. -

11.jpg

Механизм  выдворения лиц без гражданства и помещения их  в специальное учреждение не учитывает  отсутствие возможности исполнения решения суда. В данном случае встает вопрос о целесообразности  помещения таких лиц в данные учреждения и содержания их  длительное время за счет  государства, поскольку длительное содержание лица без гражданства в специальном учреждении ведет к нарушению его прав на свободу и личную неприкосновенность,  предусмотренных статей 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 22 Конституции Российской Федерации».

Работа с обращениями лиц без гражданства позволяет говорить, что при вынесении решений суда о выдворении либо о нежелательности пребывания не учитывается тяжесть совершенного преступления, его проживание с семьей, необходимость содержания своей семьи и воспитания детей, ухода за престарелыми родителями и более того, возможные последствия оставления семьи без средств к существованию.

12.jpg

На круглом столе присутствовала заявительница Зухра Гильманшина. Она обратилась к Уполномоченному с просьбой не допустить выдворение ее сына.  В его отношении принято решение о выдворении и нежелательности пребывания на территории России. Сын заявительницы освободился из мест лишения свободы в 2015 году. 

«В 1996 году мы прибыли с территории Абхазии как беженцы. Мы были гражданами одного государства, но вдруг по чьей-то воле оказались по разные границы. Я родилась и выросла в Челябинске, но стала вдруг иностранкой. Мне дали гражданство, но моему сыну выдали вид на жительство. За время нахождения в России с 1997 года мой сын не покидал ее пределы, он не владеет никаким другим языком, кроме русского. Родственников на территории других государств нет. Решение миграционных властей о том, что ему необходимо в добровольном порядке покинуть пределы России, считаю недопустимым, противоречащим здравому смыслу в части отсутствия у моего сына как возможности уехать из страны, так и легитимности его пребывания на территории других государств».

13.jpg

Работа по таким обращениям остается безрезультатной. Люди оказываются в безвыходной ситуации, поскольку не имеется возможности оказать им реальную помощь в защите их права на гражданство. Необходимы законодательные изменения, предусматривающие легализацию  лиц без гражданства на территории России, имеющих судимость, в особенности бывших граждан СССР, и проживающих здесь десятилетиями.

Светлана Селиверстова, начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России области рассказала о работе с лицами без гражданства: «В прошлом году принято 15 решений о депортации в отношении лиц без гражданства на основании вынесенных решений о нежелательности пребывания их на территории России. На сегодняшний день исполнено только одно решение, поскольку консульские учреждения не подтверждают гражданскую принадлежность, не представляется возможность его документировать. В связи с чем, Управление рекомендует обращаться таким лицам в судебные органы для отмены решения о нежелательности пребывания».

14.jpg

В настоящее время в Центре содержится одно лицо без гражданства, принадлежность которого к гражданству Республики Таджикистан не подтвердилась, возникла проблема исполнения решения о депортации. Со слов Светланы Селиверстовой, на сегодняшний день отсутствует длительное содержание лиц в специальном учреждении, поскольку налажена работа со всеми органами власти, решаются все имеющиеся проблемы по лицам без гражданства, - отметили в ведомстве.
В 2016 году к Уполномоченному по правам человека поступило 4 обращения от лиц без гражданства. Без консультаций по таким вопросам не обходится ни один визит в колонию. Как правило,  обращаются уроженцы бывших союзных республик, которые имеют либо  утратили паспорт старого образца и не смогли  его вовремя обменять в силу различных причин, в том числе в связи с тем, что были осуждены и отбывали наказание. Многие из них живут в России довольно длительное время.

По результатам запросов Уполномоченного по правам человека выяснено, что  миграционными органами и исправительными учреждениями осуществлялась проверка их гражданской принадлежности во время отбытия наказания, но установить принадлежность к российскому гражданству либо к гражданству иного государства не удалось. Нередко встречаются случаи, когда такие проверки не проводились.

По мнению Антона Гетмана, ГУФСИН России по Челябинской области предпринимаются необходимые и достаточные меры по обеспечению прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, по документированию личности, направляются запросы в консульства и устанавливается принадлежность лиц к гражданству до их выхода на свободу.

15.jpg

Судебные приставы отметили проблемы исполнения решений судов в отношении лиц без гражданства в связи с отсутствием у них действительного документа, удостоверяющего личность для перехода через границу Российской Федерации.

 «В 2016 году из 960 лиц было выдворено 894 человека, из них 67 несовершеннолетних. Из общего количества ежегодно встречается 3-4 человека, которые являются лицами без гражданства. Судебными приставами одновременно с возбуждением исполнительного производства направляются запросы на документирование лица без гражданства при отсутствии паспорта. Основания для приостановления исполнительного производства, а также отложения исполнительных действий при отсутствии документов, законом не предусмотрены», - сказала Зульфира Кинжабаева.

Прокурор Евгений Шипулин рассказал о проблемах исполнения наказания в виде административного выдворения лиц без гражданства, а также о положительной практике обжалования органами прокуратуры решений суда о выдворении. Он подтвердил факты нарушения прав лиц без гражданства, когда они содержатся в спецучреждении, и нецелесообразность несения материальных затрат на их содержание.

«Лицо избегает наказания в виде административного выдворения, поэтому необходимо предусмотреть право должностных лиц в сфере миграции обращаться в суд с заявлением о помещении иностранца, не имеющего при себе документов и нарушившего нормы административного законодательства, в спецучреждение в рамках применения меры обеспечения до фактического установления личности», - отметил прокурор.

По мнению судьи Челябинского областного суда Елены Майоровой, если санкция предусматривает административное выдворение, оно должно быть назначено. В исключительных случаях, когда лицо без гражданства имеет устойчивые семейные связи на территории России, административное выдворение не назначается. Однако большинство иностранцев используют статью 8 Конвенции, предусматривающую право на уважение частной семейной жизни, в своих личных целях и пытаются апеллировать этим обстоятельством в суде. В случае возникновения ситуации, когда лицо не может быть выдворено, уполномоченные органы обращаются в суд, и с учетом совокупности всех обстоятельств, судом исключается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

«Но необходимо отметить, что исключение выдворения не легализует лицо без гражданства на территории России, необходимо вести разъяснительную работу среди таких лиц», - отметила Елена Майорова.

16.jpg

Элина Руденкина, советник Аппарата УПЧ в Свердловской области, подчеркнула, что ситуация в Екатеринбурге стоит более остро, чем в Челябинске. Опыт работы свердловского омбудсмана показывает, что даже в рамках действующего законодательства можно и нужно оказывать помощь людям, попавшим в сложную ситуацию. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека помогают в получении подтверждающих документов и справок, юристы правозащитной сети "Миграция и право" готовят исковые заявления для обжалования принятых решений о выдворении, о досрочном снятии  судимости, об установлении факта проживания на территории России на 06.02.1992 года. Коллеги из стран СНГ не раз оказывали содействие в установлении гражданской принадлежности, а порой и личности заявителей.

Элина Руденкина считает: для разрешения ситуации необходимы изменения в действующем законодательстве, поскольку российскими законами иностранные граждане и лица без гражданства уравнены в своих правах и обязанностях, хотя имеют разные возможности.
Уполномоченным по правам человека неоднократно предпринимались попытки привлечь внимание депутатов Государственной Думы РФ и представителей всех заинтересованных органов к положению лиц без гражданства, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

По мнению Элины Руденкиной, необходимо разработать документ, удостоверяющий личность лица без гражданства.

На круглом столе принято решение аккумулировать предложения органов власти по изменению законодательства в отношении лиц без гражданства и направить их в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Дата публикации: 31 марта, 2017 [10:33]
Дата изменения: 20 марта, 2018 [10:43]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.